Содержание
Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.
В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.
Основные возрастные этапы социализации
Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:
- первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности;
- вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.
Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.
Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.
Особенности социализации в детстве
Именно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.
На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».
Одной из проблем социализации личности, связанной с воспитанием ребенка, является понятие нормы семейного насилия. Если в семье насилие считается непременным атрибутом, если отец поднимает руку на мать, а мать терпит и не пытается уйти из дома, ребенок начинает воспринимать такую ситуацию как данность, а семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в целом. И в дальнейшем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его приятелей в доме происходит то же самое, просто им, как и ему, запрещено об этом говорить.
Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.
Социализация школьного периода
Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.
В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.
Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.
На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.
Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.
Подростки и поиски себя
Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.
На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.
Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.
Групповая социализация
Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.
Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.
Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.
Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.
Осознанность выбора группы
Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.
Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.
В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.
Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.
Гендерная социализация
Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.
Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.
В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.
Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.
Ресоциализация
Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.
Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.
С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.
Правовая социализация
Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.
Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.
Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.
Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.
Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.
Десоциализация
Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?
Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.
Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.
Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.
Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.
Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.
Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.
Организационная социализация
Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.
Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.
Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.
Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.
Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.