В этот мир мы приходим с врожденными чувствами, которые с течением времени и сложившихся обстоятельств либо меняются, либо закрепляются как черты нашего характера. Беспомощный малыш доверяет всем окружающим его людям, а вырастая, начинает этим чувством пользоваться избирательно. Так что такое доверие? Как нужно доверять, чтобы не выглядеть глупцом? Где те рубежи, преступая которые, мы можем потерять доверие?

Понятие доверия

На такой вопрос как, что такое доверие, можно ответить несколькими определениями:

  • Уверенность в том, что в спину не последует удара, когда придется отвернуться.
  • Возможность предоставить своему оппоненту сокровенную информацию, и даже свою жизнь.
  • Вероятность того, что раскрываясь, человек уверен, что информация не будет использована против него.
  • Возможность предсказывать поступки другого человека.

Но существует еще один критерий, по которому определяется доверие – это то, насколько позволяет нам воспитание, характер, коммуникабельность или замкнутость кому-либо доверять. И наоборот, все усилия человека не приносят результатов, если его поведение не соответствует тому, что он говорит.

Что примечательно, бывают ситуации, когда отношение к человеку радикально меняется в ответственных случаях. Годами мы можем ему доверять, а один проступок может изменить к нему отношение настолько, что вероятности исправить ситуацию у него уже не будет. А люди, к которым мы относились с пренебрежением, могут в одночасье изменить ситуацию к лучшему.

Как понять − стоит ли доверять

Знакомое всем правило: «верить нельзя никому», и отчасти оно справедливое. Человек − такое непредсказуемое существо, поведение которого даже мудрый человек не всегда может просчитать.

Иногда складываются такие обстоятельства, что даже проверенные и преданные люди могут воспользоваться своей еще одной врожденной чертой – эгоизмом.

Да, это именно та черта, которая проявляется в затруднительных ситуациях. И если мы стоим перед выбором, то свои интересы мы стараемся защитить в первую очередь, как бы дороги ни были нам люди, которых приходится предавать.

Это наша природа, наш инстинкт самосохранения. Так уж получается, что любые отношения предполагают взаимовыгодный интерес, и как только отдельная личность становится бесполезной, от нее отказываются.

Людям не следует доверять, их нужно понимать и ожидать от них только того, на что они способны. В противном случае, обман или предательство неизбежно, а винить придется только себя.

Беспрекословное доверие, в принципе, не должно существовать. А тех, кто позволяет себе такие излишества, можно смело назвать глупцами. Еще древние и мудрые люди говорили, что нельзя создавать для себя идола, это признак слабоумия. Но доверять в разумных пределах в нашей жизни даже необходимо.

Иногда мы попадаемся в сети, доверяя людям, за что получаем неплохие уроки. Но, совершенно без такого чувства, как доверие, жить тоже невозможно, то есть его можно назвать рисковым делом. Только рискуя, мы можем выяснить, не зря ли мы доверились.

Доверять себе – это сильнейшее чувство, которое помогает нам в любых начинаниях. А вот слепая вера другим может разочаровывать и не однажды.

Как вернуть доверительные отношения

Прошлые обиды, спрятанные глубоко в подсознании, вырабатывают эмоциональную реакцию, которая мешает и управляет человеком всю его жизнь.

Только вера в себя помогает позволить человеку довериться другим людям. Не зря говорится, что мы людей видим такими, какие мы сами.

Это говорит о том, что мы должны в себе найти те черты, которые необходимо откорректировать. Мы должны честно, открыто и искренне относиться к тем людям, с которыми мы общаемся. Только тогда мы сможем рассчитывать на чье-либо доверие или кому-либо доверять.

Доверие – непостоянное чувство, и использование доброжелательного отношения людей в своих интересах может изменить их мнение. Постоянной гарантии ответственности, честности, надежности никто дать не может. Но вернуть доверительные отношения все-таки следует попробовать.

Для этого понадобится немало усилий:

  • для начала следует признать свои ошибки и принять факт вашего действия, приведшего к недоверию;
  • важно суметь согласиться с тем, что оппонент имеет право на обиду, возмущение или гнев;
  • поиски оправданий и многообещающие речи в таком деле не лучшие помощники, лучше заняться перестройкой внутренних разрешительных механизмов;
  • искренняя просьба о прощении, компенсация за принесенный вред могут приблизить процесс прощения;
  • обиженному оппоненту необходимо время для осознания случившегося и принятия решения простить, поэтому торопить события не следует;
  • если ваши отношения к оппоненту или близкому человеку действительно важны и дороги, то к восстановлению доверительных отношений следует проявить терпение и конкретные действия.

Никакой агрессии и тем более навязчивости применять не стоит. Это может только навредить, а действия, предпринятые для того, чтобы позлить оппонента приведут только к провалу.

Выполнение всех вышеперечисленных советов не гарантирует восстановления отношений. К сожалению, не всегда можно вернуть доверие. Этот факт тоже надо уметь принять.

Почему мы доверяем, виды доверительных отношений

Полная убежденность человека в честности, порядочности и искренности окружающих вызывает чувство доверия. Этот феномен крайне зависим от многих факторов и черт характеров.

Мы можем свято доверять матери, близким людям, и в то же время доктору или психологу, о котором ходит хорошая молва или просто стены увешаны дипломами, хотя они абсолютно нам незнакомы. Как появляется это чувство, почему его, то завоевывают, то поддерживают, то оказывают?

Для начала определимся с видами доверительных отношений – мы доверяем людям сознательно или бессознательно:

  • Сознательное доверие мы проявляем к тем людям, которых мы прекрасно знаем, они проверены годами и во лжи или неисполнительности замечены не были. Другими словами, люди, которые делают именно то, чего мы хотели бы от них ожидать. Но, есть такое понятие, насколько мы доверяем. Все измеряют количество доверия по-своему: кто в деньгах (на тысячу у. е.), кто по прогнозу действий (насколько совпадают действия человека с надеждами на их выполнение, настолько ему и доверяют).
  • Бессознательно мы доверяем тем людям, которые оптимально нам импонируют. То есть они думают, совершают поступки и ведут себя так, как устраивает нас. Они относятся к той социальной группе, к которой относимся мы сами. Например: бывает, что мы открываемся малознакомым нам людям, доверяем им даже сугубо личное, а иногда неизвестный нам человек может вызывать неприятные ощущения, и мы твердо уверены в том, что с ним мы точно ничего общего иметь не сможем. Внутренний голос нам подсказывает, насколько мы можем впустить в свою жизнь того или иного человека.

Как не лишиться доверительных отношений к себе

Потерять авторитет, а вместе с ним и доверие вряд ли кто-то стремится сознательно. Но лишиться его довольно просто, один опрометчивый поступок, маленькая ложь или неприятные, порой незаслуженные слова в ваш адрес со стороны, могут радикально изменить отношение к вам. Близкие люди начинают сомневаться в вашей надежности и ответственности, прекращают вам доверять.

Несколько советов помогут вам вернуть ваше доброе имя или преподнести себя с выгодной стороны:

  • В общении с людьми старайтесь не показывать своего высокомерия, и не улыбайтесь кривой или застывшей улыбкой.
  • Старайтесь выполнять данные вами обещания, а если не уверены в своих силах, не берите на себя такой груз.
  • Важно придерживаться моральных и этических норм, приемлемых тем обществом, в котором вы находитесь.
  • Ложь, даже во спасение, нередко является серьезным врагом хороших отношений. Одна маленькая ошибка может стоить авторитета.
  • Пожелания людей лучше не игнорировать, в крайнем случае, старайтесь доступно, лаконично и спокойно объяснить причину нежелания выполнять.
  • Старайтесь ответственно относиться к обязанностям любого рода (семейным, служебным).
  • Берите на себя ответственность и стремитесь оправдывать оказанное доверие.
  • Доверие не терпит предательства или измены.
  • Следует быть искренним и в меру открытым для общения.

Это, конечно же, не весь спектр советов, да и не только действия вызывают у людей доверие. Эксперты утверждают, что не только поведенческие черты, но и внешний вид играет немалую роль в оказании вам доверия.

Ожидания и разочарования

В большинстве случаев нас ранит не происходящее, а собственные ожидания. Все, что происходит в мире – реальность, а то, что мы думаем, что должно произойти − нереально. Не люди разочаровывают нас, а то, что мы от них ожидали.

Мы знакомимся с людьми, начинаем им доверять, а потом оказывается, что не настолько они и достойны нашего внимания. Мы разочаровываемся, злимся, обижаемся, меняем свое мнение. Мы злимся на собственные предположения, так как все люди абсолютно нормальные для их собственных ценностей.

Например, человек религиозен, потому что это нормально для его окружения. Когда ему становится трудно, он молится, так как ничего другого он делать не может.

Если мы стремимся мыслить этически, нам придется научиться говорить: я не мог знать или, до сегодняшнего дня, похоже все замечательно, похоже, взаимоотношения складываются прекрасно в определенных сферах, только сфер оказалось больше, чем ожидалось.

Вдруг потерянное доверие может стать ответной реакцией на влияние среды, неприемлемой человеком. Мы должны понимать, что среда обитания каждого из нас делает нас разными, поэтому невозможно от всех ожидать того, что могли бы сделать мы. Это нужно уметь понимать и принимать.

Мы стремимся к точной предсказуемости своих оппонентов, но это нереально. И неоправданное доверие, которое мы оказывали людям – это всего лишь то, что мы не смогли точно предсказать.

Автор статьи Елена Жук