Мозговой штурм – способ решения конкретной сложной задачи через стимулирование умственной деятельности.

При этом, участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, включая самые невероятные и фантастические. По окончании путем анализа отбираются наиболее перспективные способы решения проблем для практической работы с ними.

Такой психологический штурм применяется также как способ экспертной оценки. Хорошо организованный и развитой процесс предусматривает синхронную деятельность группы людей в соответствии с четко поставленной задачей.

Стадии и принципы проведения процесса

В процессе подготовки и проведения мозгового штурма четко различаются три принципиально различных этапа.

Они различны по организации и методам проведения:

  • Постановка задачи

В процессе реализации это очень важный этап, в ходе которого главным является четкая формулировка предлагаемой к решению проблемы. Производится отбор участников, подходящих по своим профессиональным качествам и широте кругозора. Определение модератора процесса и распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной задачи и определения способов проведения мозгового штурма.

  • Генерирование идей

Наиболее важный этап во всем процессе. Установленные правила должны исполняться неукоснительно, иначе он не даст результатов. А правила таковы:

  1. главная задача – выдвинуть как можно большее количество идей. Здесь не должно быть каких-либо ограничений;
  2. критические высказывания при мозговом штурме необходимо исключить, даже если они имеют положительную окраску. Это отвлекает участников от творческого процесса;
  3. приветствуются любые идеи, даже если они выглядят абсурдными;
  4. целесообразно создавать комбинированные или улучшенные идеи.

Сортировка, оценка и отбор идей, высказанных при мозговом штурме, с целью их дальнейшего развития. Часто об этом этапе забывают, однако именно он позволяет сгруппировать и вычленить наиболее важные результаты мозгового штурма. В отличие от предыдущего этапа, здесь необходимы оценочные действия.

Методы мозгового штурма, отбора и оценки идей могут быть различными, и результаты зависят от одинакового понимания задачи всеми участниками процесса.

  • Способ синектики

По сути синектика – совмещение разнородных составляющих. Как метод мозгового штурма, она основана на совмещении психологических и социальных мотивов коллективной деятельности. Является совершенствованием и развитием методик мозгового штурма.

При проведении синектического мозгового штурма допускается критика в той мере, когда она способствует оттачиванию и совершенствованию высказанных идей.

Как правило, синектические подходы практикуются в составе постоянной группы, когда люди хорошо знают друг друга, и личностные отношения отступают в сторону во имя творческого процесса.

В процессе развития и совершенствования мозгового штурма способом синектики выделились четыре вида аналогий:

  1. Прямые аналогии – случай, когда исследуемый предмет имеет прямые аналоги в природе или технике. Пример – при исследовании способов окраски и цветовых гамм рассматривались распространенные в природе раскраски камней, растений, птиц и так далее.
  2. Аналогии символические – при этом в процессе мозгового штурма требуется сформулировать в форме парадокса буквально в нескольких словах суть предмета или явления.
  3. Фантастическая аналогия предполагает представление фантастических явлений или исполнителей, например, взлетно-посадочная полоса появляется под колесами шасси самолета, когда до поверхности земли остается расстояние в 1 метр.
  4. Аналогия личная (эмпатия) – представление себя самого частью явления или предмета и анализ своих ощущений при этом. Пример – вы являетесь поршнем двигателя и в процессе работы ощущаете толчки вспышек горючей смеси и трение корпуса об стенки цилиндра. При этом нужно понять, что нужно сделать, чтобы себе любимому этот процесс был приятнее и комфортнее. Такой прием в мозговом штурме способствует избавлению от инерции мышления, способствуя более полному абстрагированию от привычного течения процесса.

Таким образом, мозговой штурм методом синектики – способ отхода от имеющихся тривиальных решений проблемы, поиск аналогий и представлений о предмете или явлении, позволяющий раскрыть их в неожиданных и, порой, парадоксальных формах.

Состав участников психологического штурма

На практике группа мозгового штурма разбивается на две части, одна из них генерирует идеи, вторая анализирует и критикует их, внося новые элементы и точки подхода к проблеме.

В таком варианте каждая идея как бы проходит первичную обкатку в процессе дискуссии и представляется уже в готовом для применения виде.

При этом очень важна роль модератора процесса, обязанность которого ненавязчиво и эффективно направлять процесс мозгового штурма, не давая ему увязнуть в мелочах и частностях.

Основные положительные стороны процесса

Благоприятные эффекты мозговой штурм проявляет в силу определенных обстоятельств:

  1. Совместная работа нескольких человек, каждый из которых наделен свойственным только ему набором знаний и опыта, приводит к возникновению синергического эффекта, при котором положительные результаты процесса мозгового штурма многократно усиливаются в ходе поисков оптимального решения.
  2. Собственно процесс коллективной работы является увлекательным, во многом игровым действом, наделяя ее особым творческим потенциалом.
  3. Обязательной при проведении мозгового штурма является доверительная дружественная обстановка. Это обстоятельство помогает позитивно воспринимать критику, импровизировать, проявляя максимум собственного потенциала, усиливает обстановку положительного настроя и взаимного доверия.
  4. Метод мозгового штурма дает эффективные результаты во многих сферах деятельности. Это и наука, и производство, и менеджмент, и политика и многие другие сферы деятельности.
  5. Однако, если работа организована неверно, эффект может быть прямо противоположным, либо его вовсе не будет. Чтобы правильно использовать мозговой штурм, выработаны правила мозгового штурма.

Правила эффективного применения

  • Предварительная подготовка

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

  • Количество участников

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

  • Уточнение позиций

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

  • Фиксация результатов

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

  • Запрет критики

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

  • «Фонтан» идей

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

  • Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

  • Модификация идей

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

  • Визуализация процесса

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

  • Отрицательные результаты

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Правила мозгового штурма выработаны длительной практикой применения и представляются обязательными.

Применение в качестве метода обучения

Применяемый в процессе обучения метод мозгового штурма может эффективно разрешать такие задачи:

  1. Развитие у учащихся творческой активности;
  2. Навыки применения теоретических знаний для решения задач практических;
  3. Активизировать процессы учебной и познавательной деятельности учащихся;
  4. Формирование у них отношения и мнения;
  5. Создавать у обучающихся способность концентрировать собственные усилия на решении конкретных задач методом мозгового штурма;
  6. Способствует воспитанию жизненных навыков и профессионального отношения;
  7. Выработка навыков командной работы;
  8. Воспитание уважения к чужому мнению;
  9. Уважение права любого человека на свободу слова.

При организации занятий по методу мозгового штурма преподаватель, выступая как модератор процесса, должен поставить аудитории четко поставленную задачу с указанием нужного конечного результата.

Важным моментом является четкое доведение до участников правил проведения занятий, когда применяется метод мозгового штурма.

Всех участников нужно разделить на две группы – генераторов идей и аналитиков примерно в равных составах. При этом, в составе группы аналитиков обязательно присутствие людей, способных выдвинуть собственные идеи.

Нужно уделить особое внимание формированию актуальных и практически ценных тематик, которые однозначно будут интересны аудитории. Одно из требований – поставленная задача должна иметь множество возможных вариантов решений и выдвигается для обсуждения с применением метода мозгового штурма как учебная задача, которая может иметь практическое воплощение в будущем.

Использовать мозговой штурм как метод обучения, что позволяет обучающимся не только глубже овладеть знаниями, но стать социально активной личностью. Прививаются навыки «слышать» оппонента, уважать чужое мнение. Таким образом, очевидно, что такие методики формируют культурный уровень человека.

Влияние, которое описанная методика оказывает на способность применять полученные знания в практической деятельности, переоценить трудно.